Что такое катализатор

Многие счастливые владельцы новеньких легковушек и слыхом не слыхивали про устройство, нейтрализующее вредные вещества в выхлопе и составляющее единое целое с глушителем автомобиля.
Ресурс работы катализатора достаточно большой, порядка 100-150 тысяч километров, то есть не менее пяти лет. Так что, если вы купили машину с небольшим пробегом, и ваша цель – покататься пару лет, а затем продать ее, то данная информация вам не пригодится.
А вот те автолюбители, которые приобрели импортный автомобиль с пробегом более 120 тысяч километров, быстро столкнутся с проблемой замены катализатора. Неисправное или забившееся грязью устройство значительно снизит производительность мотора.

Как устроен катализатор
Катализатор (каталитический нейтрализатор) - это утолщенная часть глушителя, внутри которой расположен сетчатый фильтр. Создавая его в форме вытянутых сот, инженеры исходили из желания максимально увеличить полезную площадь очистки отработанных газов. Сами фильтры производят либо из керамических пластин, либо из элементов с напылением палладия и иридия.
Автолюбитель легко узнает уровень загрязненности газов, прошедших через катализатор, глянув на специальный датчик остаточного кислорода (лямбда зонд).
Во время работы катализатор очень сильно нагревается, и с течением времени его фильтры выгорают, теряя способность фильтровать выхлопные газы. Когда на панели приборов выскочит ошибка «CHECK ENGINE», визит в сервисный центр неизбежен.

Стоимость катализатора
Так как фильтры катализатора делают с использованием благородных металлов, общая стоимость устройства весьма приличная. На легковушках отечественного производства его цена доходит до 10 тысяч, а на иномарках колеблется в пределах от 30 до 70 тысяч рублей.
Не советуем заменять катализатор на менее экологически чистый, но недорогой пламегаситель из-за больших проблем с техосмотром. Если же вы попытаетесь сэкономить и вообще снимите катализатор с выхлопной трубы, то вас ждут такие сюрпризы, как грохот и дребезжание в области днища, а также быстрый износ двигателя.

Какой катализатор выбрать
Существует три вида катализаторов: химические, магнитострикционные и сотовые. Каждый из них имеет ряд преимуществ. Наиболее часто встречаются сотовые катализаторы. По типу изготовления сотовых блоков они делятся на дешевые, но хрупкие керамические и более дорогие и долговечные металлические.
Безусловно, лучше всего работают «родные» катализаторы от завода-изготовителя, отлично подходящие под конкретную марку автомобиля. Но стоимость их будет весьма приличная, поэтому многие обращают внимание на универсальные катализаторы производства России (MG-Race), Польши (Ferroz) или Германии (Fox или Eberspacher). Чуть меньший срок работы имеют сотовые катализаторы из Бельгии (Bosal), Германии (Basf) и Великобритании (Johnson Mattey). Встречаются и более дешевые аналоги, но из-за низкой надежности покупать их не рекомендуется (слишком быстро выйдут из строя и станут причиной неприятных шумов в салоне автомобиля).


Главные принципы продления жизни катализатора: всегда использовать качественное топливо и держать двигатель и все рабочие узлы в исправном состоянии, регулярно проверяя рабочее состояние свечей, высоковольтных проводов и катушек.
Грамотные рекомендации относительно выбора хорошего по цене и качеству катализатора даст мастер сервисного центра. Он на месте покажет, детально объяснит нюансы выбора и подскажет самый оптимальный вариант. И запомните, что покупая качественный катализатор, вы делаете ощутимый вклад в пользу экологии.

Поделиться:
Что такое катализатор
Share this